Новини

Головна Новини Професійний погляд Правительство все еще не понимает, зачем ему небанковский финансовый сектор

Правительство все еще не понимает, зачем ему небанковский финансовый сектор

13.05.2014
Генеральный директор Украинской федерации страхования Галина Третьякова.
Forbes.ua 13 Мая 2014

   Г.Т. : Одним из важнейших факторов, который  должен способствовать устойчивому экономическому росту, является наличие «длинного ресурса» в экономике.

   Источниками долгосрочных ресурсов, по своей задумке, являются страховщики и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Именно они должны давать банкам ресурс для ипотечного кредитования, производству – обновление основных фондов, фондовому рынку – ресурс для инвестирования.


   Таким образом, средства населения, находясь в НПФ, технических резервах страховщиков, а также фондах совместного инвестирования, не просто накапливаются, а становятся одним из главных источников инвестиций в экономику.

   Среднемировой показатель длинного ресурса – 120% ВВП, в США он составляет 200%. У нас, в Украине – менее 5%. При этом ни один из органов власти в Украине не обнародует информации об имеющихся долгосрочных финансовых ресурсах на постоянной основе.

   В Украине ни один из органов власти не несет ответственность за отсутствие роста ресурсов, которые в то же время являются стабилизатором макроэкономических процессов и предохранителем проявлений финансовых кризисов.

   К сожалению, наше правительство все еще не понимает, зачем ему небанковский финансовый сектор. Об этом говорит и отсутствие каких-либо стратегических документов на уровне КМУ, будь-то распоряжения, стратегии, планы развития либо планы международных финансовых институтов по отношению к Украине.

   На уровне Нацкомфинуслуг также аналогичные документы отсутствуют, нет их и в структурах власти, занимающихся стратегическим планированием (Министерство экономического развития, НБУ), нет методик, позволяющих на аналитическом уровне почувствовать взаимосвязь между размером долгосрочного ресурса и показателями развития экономики в целом.

   Министерство финансов также не имеет внятной стратегии понимания, как ему в условиях финансового кризиса нужно использовать небанковский финансовый сектор, хотя в соответствии с полномочиями именно Минфин должен быть законодателем мод во всем финансовом секторе.

   По всем этим направлениям у правительства просто белое пятно.

   В то же время у нас переразвита банковская система, напоминающая большого головастика на очень тоненьких ножках. Тоненькими ножками называю количество ресурса, который связывает небанковская финансовая система. Наши банки преимущественно владеют более короткими средствами, что не позволяет им делать долгосрочные инвестиции.

   Таким образом, для того чтобы в экономике развиваться, нужно иметь длинный ресурс, для того чтобы иметь длинный ресурс, нужно предварительно создавать фонды (страховаться). То есть, чтобы развиваться экономике – нужно иметь развитый страховой сектор.

   Следовательно, нужна демонополизация позиций государства в социальной защите. Длинный ресурс лежит преимущественно в системе социальной защиты, в частности, в пенсионном, медицинском и других социальных накоплениях. Другого пути мотивировать общество к накоплению нет.

   Очевиден вывод: после стабилизации курса и банковской системы первоочередной задачей должно стать развитие сектора страхования, однако и тут у нас есть препятствие: созданная во времена социализма система социальной защиты не дает страховщикам равных условий при закупке социальной защиты у государства и у частного бизнеса.
Эта система уже себя изжила, поэтому в тех системах, которые сейчас выстраивает государство, должны быть встроены частные страховщики.

   В частности, перспектива накопления длинного ресурса для экономики сейчас лежит в трех основных действиях, которые может предпринять правительство. Это – допуск страховщиков ко второму уровню пенсионного обеспечения в стадии накопления, допуск страховых компаний в медицинском (социальном) страховании, а также приватизация двух фондов: Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, которые сейчас действуют не совсем прозрачно.
Без этих базовых вещей осуществить необходимую модернизацию экономики Украины будет гораздо сложнее.

 

КОМЕНТАРІ (0)