Новини

Головна Новини Професійний погляд Реформы в социальной сфере всегда сопряжены с определенными страхами. Наша задача трансформировать эти страхи в процесс, основанный на позитивном восприятии будущего

Реформы в социальной сфере всегда сопряжены с определенными страхами. Наша задача трансформировать эти страхи в процесс, основанный на позитивном восприятии будущего

19.05.2014
Генеральный директор Украинской федерации страхования - Галина Третьякова.
МАЙБУТНЄ. ФИНАНСОВИЙ ГИД

   Напряженная ситуация в пенсионной системе – типична для посткоммунистических стран с переходной экономикой. Все страны, которые успешно преодолели такой кризис (Венгрия, Польша, Казахстан, Болгария), в свое время провели масштабные реформы пенсионной системы, которые состояли из трех отдельных, но взаимодополняющих уровней.

   Первый – это рационализация солидарной пенсионной системы посредством сокращения пенсионных привилегий, приближения стандартной минимальной пенсии к прожиточному минимуму, сокращение разрыва между минимальной и максимальной пенсией и перенос ее на второй уровень, освобождение первого уровня от несвойственных видов пенсий, в идеале из первого уровня должны выплачиваться только пенсии по достижению общего пенсионного возраста.

   Второй – немедленный запуск накопительного обязательного уровня, причем необходимо ставить задачу запуска второго уровня как условие разгрузки (уменьшение обязательств государства) первого уровня. Следствием такой цели станет снятие дискриминационного ограничения по возрасту для участия во втором уровне. При его запуске работодатели и сотрудники осуществляют взносы в фонд в обязательном порядке, инвестиций которого, по выходу вкладчиков на пенсию, приносят им доход по аналогии с рентным. Такая система обеспечивает боле высокие доходы в долгосрочной перспективе для всех сотрудников, нежели солидарная система, возможности которой ограничены процессом старения населения. Накопления в такой системе наследуются и, что самое основное достигается цель (она может достигаться ТОЛЬКО во втором и третьем уровне) добровольного выбора пенсионного возраста и добровольного выхода на пенсию, и плюс достигается еще одна цель – возможность постепенного выхода на пенсию. Желание получать более высокие поступления становится ключевым стимулом для сотрудников оставаться в официальном секторе, что приводит к обелению заработных плат. Наконец, предоставляя сотрудникам возможность владеть акциями и облигациями, накопительная система также привлекает их к развитию бизнеса. Инфраструктура, которая может оперировать денежными потоками на втором уровне, в Украине уже существует – это негосударственные пенсионные фонды и компании по страхованию жизни, которые оперируют в добровольном секторе пенсионного обеспечения.

   Третий тесно связан со вторым и осуществляется путем внедрения дополнительных добровольных пенсионных накоплений. Опыт иных экономик переходного периода показывает, что популярность добровольных сберегательных механизмов в Украине, недостаточна для исправления системной разбалансированности, которая характеризует пенсионный кризис по примеру украинского. Создание экономических, в т.ч. налоговых, стимулов для работодателя и физического лица в случае добровольного накопления на старость, стимулирует отказ от потребления сегодня и накопление на завтра, тем самым увеличивая долгосрочный ресурс в макроэкономике, о важности которого для страны вряд ли нужно напоминать! Эти реформы должны  ликвидировать перекосы, освободить ресурсы для обеспечения адекватных минимальных пенсий и восстановить доверие общества к справедливой системе.

Итак, что же сегодня нужно в Украине для внедрения пенсионной реформы?

1.      Сократить специальные пенсионные льготы.

2.      Сбалансировать пенсионный возраст у мужчин и женщин в первом уровне, разгрузить Пенсионный фонд от выплат по видам пенсий отличных от пенсий по достижению возраста.

3.      Доработать Закон Украины о реформе системы пенсионного обеспечения.

4.      Создать конкурентную среду, дав возможность добровольно выбирать пенсионный возраст во втором уровне. Закрепить право собственности на накопления во втором уровне и право наследования на такие накопления в случае при недожитии до возраста, добровольно выбранного человеком.

5.      Увеличить прозрачность надзорного органа рынка, не допускать политических назначений на эту социально значимую позицию. Немедленно очистить рынок от неплатежеспособных и нежизнеспособных финансовых учреждений.

6.      Назначить в Кабмине координатора реформы не ниже уровня Вице-премьер-министра. И начать деятельность рабочих групп по немедленному внедрению реформы.

7.      Начать социальный диалог на тему пенсионной реформы с вовлечением местных органов самоуправления, бизнеса, общественных организаций.

8.      Предусмотреть в Госбюджете средства на проведение пенсионной реформы.

9. Дать право и возможности профсоюзам влиять на конструкцию пенсионного обеспечения и создать стимулы работодателям для участия в третьем уровне.

    Реформы в социальной сфере всегда сопряжены с определенными страхами на всех общественных уровнях. Наша задача трансформировать все эти страхи в процесс, основанный на позитивном восприятии будущего. И ведущая роль в этом принадлежит социальному партнерству. Это значит, что профсоюзам стоит сконцентрироваться на разъяснении пользы перемен работодателям; работодателям – вкладывать больше средств в улучшение условий труда, что помогло бы адаптироваться к новым условиям сотрудникам. Пенсионный кризис – это не катастрофа, а политический вызов, на который необходимо найти достойный ответ!

КОМЕНТАРІ (0)