Новини

Головна Новини Професійний погляд Нынешнее состояние украинского страхового рынка, в основных трендах, очень схоже с рынком II-III кварталов 2008 г. Надвигается кризис ликвидности и платежеспособности на страховом рынке.

Нынешнее состояние украинского страхового рынка, в основных трендах, очень схоже с рынком II-III кварталов 2008 г. Надвигается кризис ликвидности и платежеспособности на страховом рынке.

26.05.2014
Українська федерація убезпечення
Член Президії Української федерації убезпечення, Голова Правління АСК "ІНГО Україна" Ігор Гордієнко.
Комп&ньон. 22 Мая №17-20 (889-890)

  І.Г.:   Банки существенно уменьшили кредитование в корпоративном и розничном сегментах, объемы промышленного производства падают, импорт и продажа новых автомобилей сократились очень существенно. Страховой рынок, безусловно, реагирует на текущие экономические тенденции. Уже видны основные тренды, прежде всего – падение сборов страховых платежей по автострахованию. Темпы падения страхования имущества также существенны и составляют около 10%. Единственный вид страхования, показавший небольшой рост, – добровольное медицинское страхование (ДМС).

      Соответственно у ряда компаний усиливается желание заработать деньги любой ценой. Страховщики с рыночной моделью поведения повышают цены, сокращают расходы, в том числе на аквизицию. У них главная цель – сохранить капитал, получить прибыль. Таких компаний, на мой взгляд, не более 20, остальные пытаются заработать деньги здесь и сейчас, поэтому продолжается демпинг.

      Но демпинг – очень опасная тенденция. Как и по итогам 2008-2009 гг., такая модель поведения приведет к уходу с рынка целого ряда игроков. По моим оценкам, не менее десяти компаний до конца года прекратят свое существование, потому что падение экономики продлится еще несколько месяцев. Регулятор будет делать то, что и должен делать в кризисной ситуации – усиливать надзор за состоянием компаний и соблюдением требований к их капиталу.

      Положительная тенденция – недавняя смена руководства МТСБУ. У меня есть большая надежда на то, что в ближайшее время Моторным бюро будут приняты решения по противодействию кризисным явлениям, особенно на рынке ОСГПО и «Зеленой карты». Это соответственно приведет к сокращению количества страховых компаний, работающих на данных рынках.

  

Что вы изменили в деятельности своей компании в ответ на вызовы рынка?

   І.Г.:  Мы утвердили и начали внедрять антикризисный план в сентябре прошлого года, поскольку сегодняшнее падение экономики предсказывалось экспертами еще тогда.

     Программа состоит из нескольких пунктов. Во-первых, ценовая политика должна быть адекватна общему уровню рисков в стране. Это выразилось в повышении страховых тарифов по имущественному страхованию, по КАСКО. В тендерных предложениях компания ни в коем случае не идет в демпинг. Мы придерживаемся более консервативных процедур по приему рисков на страхование. Привели ценообразование в соответствие с прогнозируемым уровнем убыточности, который по разным видам страхования увеличивается в силу экономических причин. Например, убыточность «Зеленой карты», КАСКО, ДМС очень чувствительна к изменению курса из-за существенной валютной составляющей – в запчастях, лекарствах и т. д.

     Во-вторых, мы провели сокращение расходов примерно на 10-15%. Заморожены некоторые инвестпроекты, уменьшены административно-хозяйственные расходы и затраты на маркетинг и рекламу. Но так сейчас поступают многие. Если будет необходимо, мы продолжим сокращение расходов.

    И в-третьих, стали еще жестче все внутренние процедуры, связанные с управлением безопасностью, противодействием мошенничеству. Также изменения коснулись персонала: усилена дисциплина, немного изменена система оплаты труда.

  

Какой эффект от этого уже получен?

    І.Г.: Если в 2013 г. компания показала существенный рост страховых премий, то по итогам I квартала объем страховых платежей снизился. Однако суть нашего антикризисного плана – не увеличение доли рынка и объема собранных премий, а прибыль и сохранение капитала. По итогам первых четырех месяцев года мы этот план выполняем. И хотя сбор премий у нас сокращается, но прибыль остается. Это означает, что мы сохраняем капитал.

 

Многие страховщики говорят о проблемах с перестрахованием. Вы с ними сталкиваетесь?

   І.Г.:  Традиционно у нас есть автоматическая защита в виде облигаторного перестрахования. Среди наших ключевых партнеров по перестрахованию такие компании, как HannoverRe (Германия), SwissRe (Швейцария), MunichRe (Германия), SCOR (Франция), PartnerRe (Швейцария). Наша материнская структура – ОСАО Ингосстрах (Россия) – в качестве перестраховщика работает с АСК ИНГО Украина на рыночных условиях. За первые четыре месяца 2014 г. никаких ограничений по приему рисков в перестрахование мы не ощутили. К примеру, крупная облигаторная защита у нас по сельскому хозяйству. Здесь пока никаких ограничений, связанных с событиями в Украине, мы не видим. Дело в том, что в этой защите не покрываются риски народных волнений, терроризма, военных действий и т. д. Впрочем, мы сейчас рассматриваем возможность покупки дополнительной емкости на рынке по этим рискам, и намерены предложить купить их нашим клиентам.

      Что касается факультативных рисков, то действительно ряд рынков в настоящий момент ужесточили требования по ним.

       Мы уделяем значительное внимание рейтингу безопасности программ перестрахования. Так, доля перестрахования в международных компаниях с рейтингом S&P на уровне «А» и выше в нашей облигаторной программе перестрахования имущества, ответственности, грузов, морских рисков за последние три года составляет не менее 69%.

 

 Насколько, на ваш взгляд, необходима обновленная редакция закона «О страховании»?

  І.Г.:  Эта редакция готовилась рынком достаточно давно. Наверное, какие-то моменты я сегодня видел бы по-другому. Но основные вещи написаны правильно – усиление регулирования, требований к капиталу и управлению. Это правильные нормы, причем их нужно было принимать еще 10-15 лет назад. Резюмирую – необходимо принимать закон в этой редакции.

     Хотелось бы верить, что рынок страхования будет двигаться к модели партнерства между страховыми компаниями и государством. В таком случае, конечно же, закон потребует дальнейшей доработки. Однако фундаментально его не следует менять. Как показывает опыт других стран, сильный надзор способствует укреплению и стабилизации страхового рынка.

 

Детально - Принуждение к переменам

КОМЕНТАРІ (0)