Новини

Головна Новини Професійний погляд Страховой рынок Украины – что было и что будет

Страховой рынок Украины – что было и что будет

05.06.2014
Президент Української федерації убезпечення, Перший Віце-президент АТ «СК «АХА Страхування»
Журнал "Финансовый консультант"

   К сожалению, 2013 год – это год скорее утраченных возможностей и негативных тенденций на украинском страховом рынке, нежели год больших прорывов и успехов. Возможности утеряны, во-первых, потому что рынок фактически продолжает стагнировать, рынок по-прежнему малопривлекательный для инвесторов. На рынке все чаще появляются негативные тренды. Многие акционеры, особенно маленьких и средних страховых компаний, не готовы их финансово поддерживать, поэтому количество фактических банкротств в 2013 году увеличилось.

   Во-вторых, Регулятор заявил о больших изменениях, но далеко не все из заявленного удалось выполнить по многим объективным  и субъективным причинам. Кроме того, в конце 2013 года мы вошли в состояние неопределенности, как политической, так и экономической. И это не может радовать страховой рынок, который очень зависит от экономики, от инвестиционного и бизнес-климата.

   Когда происходят серьезные изменения, всегда есть и позитивные моменты. Однозначно позитивным считаю то, что страховому сектору вместе с финансовым сектором и ритейлом удается развивать новые ниши, новые виды продуктов. Здесь в первую очередь я говорю о страховании, которое сопровождает потребительское кредитование и продажи в рассрочку, а также про коробочные продукты при покупке товаров. И сегодня это уже достаточно большой бизнес, которого «де-факто» не существовало еще 5 лет назад. Это говорит о том, что рынок способен находить новые ниши, чтобы обеспечить себя новыми финансовыми потоками.  

   Часть компаний, которые не хотят покидать рынок с «опущенной головой», выходят из рисковых ниш и чистят портфели или принимают решение об объединении, продаже компании. К примеру, в 2013 году количество компаний-членов МТСБУ уменьшилось с 81 до 66. Часть компаний приняли самостоятельное решение покинуть страховой бизнес, понимая, что этот бизнес для них нерентабельный и риск надолго заморозить или тем более потерять в Фонде существенные суммы (минимум 500 000 евро) велик.

   Компании, которые чувствуют себя относительно уверенно – это лидеры рынка, с поддержкой акционеров (как правило, это иностранные компании). Они продолжают инвестировать. Главное направление инвестиций – качество сервиса и IT-технологии. Это позволяет им в будущем рассчитывать на дифференциацию в сервисе, на лояльность клиентов, на уменьшение операционных затрат за счет автоматизации процессов. И у большинства таких компаний стоит цель сделать свои операции прибыльными, а бизнес устойчивым.

   Еще один важный позитивный тренд. В прошлом году все три ассоциации страховщиков впервые объединились и выступили с единым предложением перед Регулятором и Парламентом в защиту своих интересов. Это были предложения в защиту законодательства на страховом рынке. Несмотря на полярность мнений разных страховых компаний важным является то, что ассоциации смогли найти компромисс и договориться во имя прогресса. Это произошло впервые за последние пять лет.

   Чего можно ожидать от 2014 года? Конечно же, мы не исключаем турбулентность на финансовом рынке в этом году и прогнозировать что-либо очень сложно. Но этого не стоит бояться, опыт у нашего рынка есть и он показывает, что если четко определять риски и знать, как минимизировать их последствия, то полдела уже сделано.

   В нынешнем году, скорее всего, произойдет сокращение кредитования. Это, в свою очередь, приведет к падению премий, которые поступают от заемщиков. Страховщикам следует выстроить свое сотрудничество с банками таким образом, чтобы большая часть премий начала поступать от них благодаря некредитным продуктам. Тогда, невзирая на падение объемов кредитования, это вряд ли ощутимо скажется на объеме платежей, поскольку эффективность банков именно как полноценных агентов за последние годы в нашей стране выросла в разы. Я ожидаю, что в целом по рынку в 2014 году продажи некредитных продуктов наконец перевесят кредитное страхование. Это означает, что доля клиентов, осознанно покупающих КАСКО и другие продукты, будет только расти.

   Нужно помнить, что возникновение кризиса это всегда не только угрозы, но и новые возможности для компаний. Их задача этими возможностями воспользоваться.

КОМЕНТАРІ (0)