Новини

Головна Новини Новини Федерації Александр Завада: Мы рассчитываем на конструктивное сотрудничество с властью по Новому Налоговому кодексу

Александр Завада: Мы рассчитываем на конструктивное сотрудничество с властью по Новому Налоговому кодексу

01.12.2010

Какое отношение у Украинской федерации страхования к новому Налоговому Кодексу, который планируется к принятию?

  В целом отношение у УФС к налоговому кодексу сдержанное. С одной стороны применение общей системы налогообложения к страхованию для классических страховщиков выгодно, так как у них значительные затраты связаны с созданием и поддержанием сетевой инфраструктуры (отделений), информационных технологий. Таким образом, сегодня при действующей системе такими страховщиками уплачивается налог в сумне –50, 70, 100 и больше процентов от размера прибыли. 
  С другой стороны, значительные риски связаны с самим текстом и администрированием НК. В процессе отработки текста НК предложения УФС и других объединений ко многим положениям НК, регулирующих налогообложение страховщиков, были в основном учтены. Это была длительная сложная работа, серьёзный, профессиональный диалог с представителями Минфина, Налоговой администрации, Госфинуслуг, комитетами Верховного совета, народными депутатами.
  В целом удалось найти максимально сбалансированные решения. 
  После вступления в силу положений НК, касающихся страховщиков-а это произойдёт 1 апреля 2012 года(если ничего не изменится) мы ожидаем очень больших дискуссий (в лучшем случае) или мночисленных судебных споров страховщиков с органами Налоговой администрации относительно применений конкретных, пусть даже и усовершенствованных норм НК.

Почему?

  Очень просто. Если сегодня сотрудники Налоговой администрации, как правило, имеют дело лишь с двумя показателями в деятельности страховщиков – это страховые премии и перестраховочные премии, то при переходе на общую систему у них значительно расширяется поле деятельности. В их компетенции будут уже и выплаты, и резервы, и другие затраты, взаимоотношение между «льготируемой» частью деятельности страховщиков по жизни и «не льготируемой». 
  То есть, в целом, затраты на администрирование значительно увеличатся в любом случае. Как у налоговой администрации, так и у страховщиков. Ведь новая система потребует изменений в программном обеспечении, набора новых дополнительных сотрудников, разработки основательной нормативной и методологической базы. 
И все будет зависеть от подхода государства. Если будет применяться принцип «Я начальник, ты – дурак», тогда эти затраты будут значительно больше. А если государство априори (если не доказано иное) будет считать страховщиков партнерами, которыезарабатывая прибыль, пополняют государственную казну, все проблемы, возникающие в процессе применения положений НК будут рассматриваться прозрачно, своевременно, и по этим вопросам будут организованы консультации «до» принятия решения, будет применяться процедура предварительного обнародования проектов, то многих затрат можно будет избежать. 
  Что перевесит – экономия на размере уплачиваемого налога или затраты на администрирование будет зависеть от практики. Мы, естественно, рассчитываем на конструктивное сотрудничество, тем более, что в процессе работы над НК налажены нормальные профессиональны взаимоотношения и найдено взаимопонимание в решении сложных вопросов.

А страховой рынок по новой системе будет платить больше налогов, чем платит сейчас. Просчитывали ли вы цифры?

  Если мы говорим о переходной периоде в один год, то рынок в среднем будет платить больше на 30%. Поскольку в среднем около трети премий – это перестрахование. Сегодня же налогооблагаемый доход уменьшается на сумму перестраховочных премий. А в переходный период такого уменьшения не будет. Поэтому налоги возрастут в среднем на треть в первый год. Но с другой стороны это позволит очистить рынок от схем. Таким образом, использование страхования для уклонения от уплаты налогов в других секторах экономики будет не выгодно.

Вы думаете, что страховщики не найдут новые схемы уклонений?

  Прежде всего, будет разрушена действующая схема, предполагающая многократное перестрахование. Ведь каждый раз надо будет уплачивать 3% с перестраховочных премий. Заключение же договора страхования страхователя напрямую с “налоговой ямой” подвергает значительным рискам обоих. При этом существенно упрощается работа налоговых органов по расследованию фактов уклонения от уплаты налогов.
Но через год перестрахование включается в затраты и возможность в затратах спрятать подобные вещи – остается. И мы обращали внимание на это, когда еще концептуально решался вопрос перевода рынка на общую систему. Но, во-первых, существует финансовый мониторинг и соответствующие органы. Они знают о подобных финансовых операциях. Поэтому уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах – это уголовное преступление и, если подобные механизмы будут и дальше применяться, то их будут выявлять соответствующие правохранительные органы.
Кроме того, мы рассчитываем на более жесткую позицию регулятора небанковских финансовых рынков в отношении требований к страховым компаниям по резервированию, по достоверности отчетности, рассчитываем, что будет усовершенствованы процедуры входа на рынок и выхода с рынка. 
  Сейчас в рамках рабочей группы в ГФУ, созданной по инициативе УФС, совместно со специалистами ГФУ и специалистами их других объединений страховщиков, мы отрабатываем новые положения закона «О страховании». Мы предполагаем, что создание страховой компании будет осуществляться по цивилизованной европейской процедуре, требующей представление бизнес – плана, раскрытие источников формирования уставных и других фондов страховщика, повышение прозрачности регулятора и страховщика и другие меры по оздоровлению рынка, наведению на нем порядка.
  Таким образом, нельзя рассматривать внедрение налогового кодекса как “вещь в себе”. Важно, чтобы власть с одной стороны вела конструктивный диалог с рынком при внедрении НК, своевременно разъясняла его положения и учитывала специфику страхования, и параллельно, оздоравливала страховой рынок, повышала требования к страховщикам, совершенствовала процедуру входа на рынок и выхода из него. Для того, чтобы налоговые ямы нельзя было создавать на основании подложных документов несуществующих лиц или краденых документов с целью уклонения от уголовной ответственности, чтобы у создаваемого страховщика были те учредители, которые предъявят необходимые суммы средств для создания компании из задекларированных легальных источников.

Когда впервые страховщик должен будет уплатить налог по новой системе?

  Страховщикам дается переходной период – один год. На протяжении этого года мы будем уплачивать налог на прибыль в сумме трех процентов от собранных премий (не вычитая перестрахования). 
В среднем рынок будет платить больше (нежели платит налогов сейчас) на 30% в среднем. Однако если у страховщика перестрахование занимало 10% или 5%, то он будет платить всего лишь на 5-10% больше налогов, чем до сих пор. Все зависит от доли перестрахования. Если у страховщика перестрахование было 99%, то он будет платить в 100 раз больше. Но я все же думаю, что у такой компании и в целом на рынке просто резко упадут премии. Ведь те компании, которые 99% премий отдают в перестрахование скорее всего все же оптимизаторы. И они уйдут. 
УФС предполагает, что в 2011 году брутто-премии по всем видам страхования упадут. В принципе, это положительное явление, рынок должен очищаться. 
  Классический же рынок в переходной период заплатит налогов всего на 10-15% больше. Именно столько процентов в среднем члены УФС отдают премий в перестрахование. 
  А налог по общей системе в переходный период страховщики будут рассчитывать, но не уплачивать. Это делается для статистики, для методологической отработки всех проблемных вопросов, чтобы после начала реального администрирования избежать как можно большего числа противоречий и неопределённостей, а также заблаговременно наработать предложения по дальнейшему совершенствованию системы налогообложения страховщиков.
Тем более, что в силу разных обстоятельств не были учтены ряд предложений страховщиков , направленных на повышение социальной ориентированности НК, в частности предоставление гражданам Украины равных условий при оплате налога на доходы физических лиц в связи с долгосрочным страхованием жизни, медицинским страхованием и негосударственным пенсионным обеспечением по сравнению с льготами для государственного социального страхования . Предполагается продолжение работы над этими вопросами и их разрешение в процессе реформирования системы финансирования здравоохранения, пенсионной системы и других реформ в социальной сфере.

КОМЕНТАРІ (0)